Партнерская программа (партнерка, affiliate program) - вид партнерства в Интернет, когда партнер (человек или его веб-ресурс, зарегистрировавшийся в партнерской программе) выступает посредником между покупателем товара/услуги (клиентом) и продавцом товара/услуги (спонсором). При этом посредничество происходит в и посредством сети Интернет и услуги (посредничество) партнера оплачиваются. Обычно партнерство (посредничество) заключается просто в рекламировании товара или веб-сайта продавца (спонсора).
Принцип вступления и участия в партнерской программе очень прост и обычно выглядит следующим образом:
1. Регистрирация в партнерской программе, открытие специального внутреннего счета в партнерской программе и получение индивидуальной партнерской ссылки (кода).
2. Кликнувший по этой ссылке потенциальный клиент перенаправляется на веб-сайт продавца. При этом в базу данных продавца заносится запись, что клиент пришел именно по партнерской ссылке данного партнера.
3. Если клиент, пришедший по партнерской ссылке, делает покупку или заказывает и оплачивает услугу, на специальный счет (в базе данных продавца) партнера зачисляется комиссия.
4. Заработанную сумму партнер доступным способом выводит со своего внутреннего счета в партнерской программе.
Наиболее распространенные партнерки - это партнерские программы интернет-магазинов и хостинг-провайдеров. В других отраслях интернет-бизнеса партнерские программы также получают все большее распространение. За рубежом, например, очень широкое распространение получили партнерские программы туристических сайтов, особенно в сфере бронирования гостиниц: именно по партнерским программам работают, например, такие крупные системы бронирования в Европе как SashaHotels.com или SunScale.com.
Достаточно бурное развитие партнерских программ и увеличение их количества привело к появлению специализированных интернет-ресурсов по партнерским программам. Это форумы по партнерским программам, специализированные сайты-каталоги с аналитическими обзорами и партнерскими ссылками на сайты конкурирующих компаний, где посетитель может сделать выбор среди множества предложений.
Также интересны универсальные посреднические рекламные площадки (рекламные брокеры), аккумулирующие самые различные партнерские программы, где рекламодатели могут найти сайты по нужной тематике для рекламирования своих товаров/услуг, а владельцы сайтов - потенциальных рекламодателей, работающих по партнерским схемам.
Можно выделить несколько видов партнерских программ, в зависимости от того, за что рекламодатель предлагает вознаграждение своим партнерам:
1. За продажи - наверное, самый удобный для продавца вариант: партнеру выплачиваются комиссионные от совершенной пользователем покупки. Деньги перечисляются по факту оплаты товара. Данный вид оплаты удобен владельцам сайтов с целевой аудиторией, которую может заинтересовать товар, каким-либо образом соотносящийся с темой сайта.
2. За клики – т.е., за переходы с сайта партнера на сайт рекламодателя. Как правило, стоимость клика составляет несколько центов. "Вывесив" партнерскую ссылку на "видном" месте, владелец веб-сайта с высокой посещаемостью может получить в такой партнерской программе приличное вознаграждение.
3. За регистрацию - когда партнеру выплачивается вознаграждение, если пользователь, пришедший по партнерской ссылке, заполняет анкету или отвечает на вопросы голосования. Данная схема применяется для организации маркетинговых исследований или создания базы потенциальных клиентов.
4. За время - рекламодатель платит за время размещения рекламной ссылки на веб-сайте. Обычно ссылка должна располагаться на главной или на всех страницах сайта/раздела сайта партнера. В такие партнерские программы привлекаются сайты с хорошей репутацией и высокой и "качественной" посещаемостью.
5. За показы - рекламодатель платит за показы своих рекламных материалов (ссылок или баннеров), обычно оплачиватся 1000 показов. В таких программах имеет смысл принимать участие сайтам с очень высокой имеет смыслпосещаемостью. Этот вид партнерских программ аналогичен продаже заработанных в баннерной сети баннеропоказов.